ДАСАУНД® - Производство аудио- и видеоконтента

10 советов по сведению звука для короткометражных фильмов

Сведение (микширование) короткометражного фильма может быть непростым делом для начинающего звукорежиссера. Эту статью можно рассматривать, как пошаговое руководство и обращаться к ней каждый раз, когда нужно разобраться, как свести короткометражный фильм. В статье мы расскажем о том, как правильно планировать свое время, сосредоточиться на монтаже и выполнять правильные действия над миксом.

 

1. Определите время, которое вам нужно на работу, и удвойте его


Прочитайте предложение выше и возьмите за правило: при работе с режиссером, продумайте, сколько времени понадобится на завершение фильма, и удвойте его, если можете. По крайней мере, добавьте на пару дней больше, чем считаете нужным.

В инди-мире короткометражек даже на то, чтобы получить рабочие файлы, может уйти больше времени, чем вы ожидали. Я работал над множеством короткометражных фильмов и веб-сериалов, некоторые из которых финансировались продюсерскими компаниями, а другие - исключительно на добровольных началах. Я могу посчитать на пальцах одной руки количество раз, когда я открывал сессию AAF или OMF в Pro Tools, и все проходило гладко. Либо файл частично поврежден, либо перекомпоновка файлов превращается в упражнение для запястья, пока вы выискиваете файлы на жестком диске. Это не только моя проблема - мои коллеги тоже постоянно с ней сталкиваются.

Кроме того, никогда не знаешь, что может произойти во время сессии. Режиссер может решить, что им нужен повторяющийся диалог, чтобы заменить реплику, которую больше нельзя использовать. Вы можете получить новый вариант фильма на полпути, что, конечно же, случалось со мной. Или вы можете обнаружить, что реплика, которую, вы думали, можно спасти, на самом деле не спасена в контексте обработанного микса.

Я знаю, что время всегда на вес золота, и его наличие может стать определяющим фактором. Тем не менее, для вашего же блага, постарайтесь выделить хотя бы один дополнительный день в вашем расписании. Если вы работаете с опытным монтажером, и все идёт отлично с самого начала, худшее, что может случиться – это то, что у вас будет больше времени на микширование.

Раньше я давал режиссеру короткие сроки и обнаруживал, что работаю целыми днями, чтобы в них уложиться. Теперь я задумываюсь о том, сколько времени это займет, и добавляю несколько дней к моим срокам, в зависимости от проекта. Это дает мне больше пространства в работе.

 

2. Организуйте вашу сессию


По моему опыту, короткометражный фильм может быть длиной от минуты до тридцати минут. Последний фильм, над которыми я работал – «Архитектор», для Александра Пулидо, насчитывал около 20 сцен. В некоторых сценах было много звуковых эффектов, а также диалог между тремя и более людьми, что, конечно же, означает и дополнительные дорожки. Более того, OMF-файл, который мне дали, был полностью в формате стерео - даже моно-диалоговые дорожки. Это практически удвоило количество дорожек.

Удвоенное количество дорожек


Это мог быть эргономический кошмар, если бы я не организовал сессию. Первое, что я сделал, когда добавил сессию в свою любимую цифровую DAW, это организовал и упорядочил каждый трек по цветам.

Проект разбит на отдельные сцены

С установкой маркеров для каждой сцены и выбором «шины» - об этом позднее - также лучше всего разбираться на этом этапе. Уделите время этому сразу, потому что это значительно облегчает микширование в ходе работы.

 

3. Определите, что будет лучше для каждой сцены - петличный или «boom» микрофон


Чаще всего вы будете получать аудио из петличного микрофона каждого актера, а также аудио из микрофона «пушки» на штативе, который охватывает всю сцену. Да, есть исключения, но обычно это так.

Как только вы организовали и упорядочили по цветам вашу сессию, прослушайте каждый трек, сцену за сценой. Это важно, потому что вы можете столкнуться с одним или несколькими сценариями:

  • «Бум» микрофон может оптимально звучать всю сцену.
  • «Бум» микрофон может не уловить аудио от одного из актеров, так что вам придется использовать петличный микрофон этого актера.
  • «Бум» микрофон может улавливать слишком много сторонних шумов во время диалога, так что вам нужно будет использовать петличный микрофон.
  • Аудио из петличек невозможно использовать.
  • Петличные и «бум» микрофоны не синхронизированы, так что вам нужно их скорректировать, если вы используете и то, и другое.

Это некоторые из возможных проблем с диалогом. Возьмите свою первую сцену и принимайте быстрое решение для каждого трека во время прослушивания. Затем редактируйте и приглушайте области, сохраняя общий баланс. В этом контексте мы имеем в виду баланс между тем, что лучше всего звучит, и тем, что лучше всего работает.

Принятие решения между записями «бума» и петличного микрофона

С другой стороны, вы можете быстро сопоставить звуковой характер «бума» и петличного микрофона, используя такой плагин, как Dialogue Match.

Dialogue Match - это плагин AudioSuite для Pro Tools, который анализирует одну дорожку диалогового аудио, извлекает данные эквалайзера, реверберацию и внешние шумы для создания звукового профиля, а затем применяет этот звуковой профиль к другой дорожке диалога. Таким образом, вы можете взять характер звучания и пространство дорожки «бум» микрофона и применить их к направленности и четкости записи петличного микрофона, и получить целостность звучания!

 

4. С самого начала работы держите в уме ваш стандарт громкости


Мы всегда должны учитывать насколько громким должен быть финальный микс.

В соответствии с общепринятыми стандартами, -23 LUFS являются вашей основной целью в теле- и радиовещании. Вам не нужно много компрессии, чтобы поддерживать этот уровень - к счастью, он очень щадящий и допускает много динамики.

Если вы работаете с известной продюсерской компанией, чаще всего вам будет дан планируемый показатель (стандарт) громкости - либо они должны его придерживаться, либо им бы хотелось, чтобы вы его придерживались. Если они не предоставляют такой показатель, никогда не помешает об этом спросить.

Тем не менее, вы можете столкнуться с режиссером, который сам все финансирует, без помощи такой компании. Режиссер будет полагаться на две вещи: ваше мнение и свою собственную интуицию.
Ваше мнение должно быть таким, что микс должен оставаться на нормальном уровне, позволяя вам быть динамичным. Интуиция режиссера неизменно будет говорить другое: им захочется самого громкого возможного микса.

Да, это печальная правда, даже в пост-продакшне.

Так что, если вам нужно сделать -16 LU микс или даже больше, и да, режиссеры часто просили меня сделать более громкие миксы в их фильмах - то вы в тупике:

вы должны сделать что-то относительно громкое, не взорвав чьи-то барабанные перепонки. То есть, вам понадобится достаточно интенсивная обработка, например, компрессия, но вы должны сохранять динамичность.

Подводя итог, можно сказать, что лучшим подходом является использование разумной предварительной нормализации треков и параллельной компрессии, когда это возможно, чтобы не утомлять слух. Таким образом, каждая дорожка может заканчиваться небольшой параллельной компрессией, чтобы усилить уровни, и каждый субмикс может также содержать параллельную компрессию по той же причине.

Если вы новичок в пост-производстве, думайте об этом переходе от одной сцены к другой, как о чём-то подобном мастерингу альбома: точно так же, как ни один трек не должен казаться неуместным в альбоме, каждая сцена должна быть продумана с учётом того, что произошло до нее.

Теперь давайте рассмотрим инструмент, который поможет нам сохранить целостность наших сцен в процессе работы над фильмом:

 

5. Рассмотрим возможность использования субмикса или обработки «шины»


Пост-продакшн и музыкальное производство - это два совершенно разных мира, но это не значит, что вы не можете использовать приемы из сферы музыки в своей среде пост-продакшна. Главный прием, который я использую - это обработка шины. Каждая сцена получает свою собственную шину, что позволяет мне вносить значительные изменения в звуковые взаимодействия сцен по мере необходимости.

Шина для каждой сцены

У меня может быть две сцены, которые происходят в одном и том же месте, но носят разный характер - или используют разные микрофоны.

Может быть, в одной сцене у петличного микрофона были проблемы с шуршащей тканью, но в другой были проблемы у «бум»-микрофона. В этой ситуации помогает наличие двух субмиксов: я могу скопировать и вставить одну настройку в другой микс, и адаптироваться по мере работы, чтобы учесть отдельные элементы. Эквалайзер может измениться, но выравнивание будет осуществляться однородными процессорами.

Какую обработку мы наблюдаем на шинах? В своем рабочем процессе я часто использую эквалайзер и компрессию, чаще всего параллельную компрессию. Иногда я использую реверберацию на субмиксе сцены, чтобы смешать шумовое оформление и «атмосферу» с диалогом, снятым на локации. 

 

6. Если производительность CPU вашего компьютера оставляет желать лучшего, разбивайте сцены на отдельные сессии


Мой основной компьютер прекрасно справится с фильмом, но MacBook Pro? Вряд ли. Количество дорожек, автоматизация, обработка шины и несколько подключаемых плагинов - всё это требует большой вычислительной мощности, особенно при запуске фильма в DAW!

Если вы знаете, что ваш компьютер недостаточно мощный, разбивайте сцены на отдельные сессии. Даже две или три сцены за раз - это хороший компромисс.

Когда придет время собирать фильм, Вы сможете сделать баунс каждой сцены, загрузить их все в одну мастеринг-сессию и соединить их вместе, используя плавные или перекрывающиеся затухания.

Сборка полного микса фильма из баунсов каждой сцены

Сделайте баунс всего фильма через сцену сессии с каждым баунсом; это, пожалуй, самый простой способ сохранить синхронизацию. Если все файлы начинаются точно с самого начала, с синхронизацией не должно быть проблем.

Если производительность вашего процессора недостаточна для обработки большого количества дорожек, вы, вероятно, не сможете использовать и обработку шины. Тем не менее, вы можете сохранить обработку шины для окончательной сборки, используя эту технику разбивки, работая с дорожками непосредственно в финальной сессии.

Итак, можно ли сказать, что это муторный обходной путь? Безусловно. Но должна ли вас сдерживать имеющаяся у вас аппаратура? Ни в коем случае. Если вам не хватает производительности процессора для обработки фильма, вы можете использовать этот метод, чтобы избежать отказа от проекта. Просто убедитесь, что вы не накосячите с синхронизацией!

 

7. Никогда не запарывайте синхронизацию. Вообще


Вы не можете накосячить с синхронизацией. Я повторяюсь: нельзя запарывать синхронизацию. Если губы не совпадают со звуком, вы не выполнили самую простую часть работы! 

Как минимум, вы должны закрепить звук во время монтажа, что можно сделать в Pro Tools и Logic. Также следует быть осторожным с плагинами: иногда компенсация задержки при сведении чего-либо или при рендеринге обработки в файл может немного изменить синхронизацию. 

Всегда следите за фильмом во время монтажа. Если вы заметили, что диалог не синхронизирован, сохраните его, а затем отмените до того места, где была синхронизация, и сохраните этот фрагмент как новый файл. Если вы не можете найти место, где пропала синхронизация, вы влипли, и вам, возможно, придется передвигать объекты вручную и на глаз, пока все не синхронизируется обратно.

 

8. Если возможно, настройте звуковой фон помещения, шумовое оформление и музыку до монтажа


Перед тем, как идти дальше, настройте звуковой фон помещения для каждой сцены. Кроме того, создайте или импортируйте нужное вам шумовое оформление, а затем прикрепите его к действию в фильме. Затем поместите на время музыку там, где режиссер указал, что будет присутствовать музыка. Если режиссер все еще ждет музыку, не работайте без своего рода временной замены: это очень важно. Обязательно согласуйте музыку с режиссером, но все равно используйте ее.

Почему перед монтажом необходимо получить звуковой фон помещения, шумовое оформление и музыку? Чтобы не тратить время впустую.

Если вы ставите микрофон в режим соло, то можете обнаружить, что в диалоге слишком много фоновых шумов. Потом вы сильно понижаете уровень шума. Но если вы слушаете со звуковым фоном помещения, шумовым оформлением и музыкой, то, возможно, вам не придётся понижать уровень шума - фоновый звук уже скрыл весь шум!

Вам меньше всего хочется тратить время впустую в пост-продакшне, так что упростите себе работу. Подумайте о том, сколько времени вы сэкономите, не говоря уже о качестве звука, которое вы сохраните, просто имея всю информацию под рукой, прежде чем принять решение о монтаже.

Итак, что такое шумовое оформление? Шумовое оформление включает в себя все звуки фонового действия, которые сопровождают сцену: шаги, шуршание ткани, звуки ударов - все, что делает сцену более правдоподобной. Традиционно шумовое оформление делается на заказ: вы записываете его для конкретной сцены, которая этого требует.

Возможно, вы сами захотите записать шумовое оформление, и здесь есть несколько советов, как это сделать. Или же вы можете купить звуковую библиотеку. Мне посчастливилось получить несколько звуковых библиотек для обзора, звуковые библиотеки, содержащие тысячи звуковых фонов и шумового оформления. Большую часть времени я использую эти звуковые библиотеки, если только не проще все сделать самому или если я хочу что-то сделать на заказ, и мне дали необходимое время и деньги.

 

9. Сделайте так, чтобы понижение уровня шума/монтаж проходили сами по себе


Даже если все элементы на месте, вам, возможно, придётся понизить уровень шума диалоговых дорожек, особенно если к ним позднее будет применяться компрессия, которая часто приводит к появлению фонового шума.

Для удобства, стоит использовать обработку inline, используя советы в этой статье, чтобы убедиться, что вы получаете лучший вариант шумоподавления.

Для достижения наилучших результатов, как правило, предпочтительнее использовать обработку offline. Это займет больше времени, но всегда звучит лучше, потому что у Вас есть более точный контроль.

Независимо от того, как вы работаете, постарайтесь посвятить отдельный этап очистке. Это ускорит вашу работу, если вы позаботитесь об этом отдельно, в пределах специально выделенного отрезка времени.

Кроме того, убедитесь, что следите за результатами подавления шума: создайте своего рода "манекен-компрессор", который поднимет вас на финальный уровень. Следите за отредактированным звуком с этой настройкой и без нее, чтобы убедиться, что все работает. Парадоксально, но на самом деле вы можете использовать обработку, чтобы определить, используете ли вы слишком много обработки!

 

10. Соблюдайте баланс во время микширования


Переходите от сцены к сцене, работая в хронологическом порядке. Как и в случае с музыкальными миксами, контрольная дорожка может очень пригодиться. Я использую звук из The Wire всякий раз, когда работаю над чем-нибудь, связанным с природой; трудно вообразить более натуралистический сериал, чем этот.

Контрольные дорожки очень важны, потому что они помогают мне сохранить равновесие. При сведении сцены все зависит от баланса между четкостью, окружающей средой и приятными впечатлениями.

Как только один элемент выходит из-под контроля, вся сцена разваливается на части с точки зрения достоверности. Если сделать слишком громким звуковой фон помещения, сцена кажется неестественно шумной. Если он останется слишком тихим, и диалог раздается удивительно громко - все может казаться дублированным, даже если это не так.

Баланс постоянно меняется вместе с выполняемой обработкой. Ваши инструменты такие же, как и при микшировании музыки - эквалайзер, компрессия и реверберация/задержка - но соотношение кажется более очевидным и наглядным.

Вот типичный сценарий: вы обрабатываете две диалоговые дорожки, и теперь они слишком сильно выделяются на общем фоне. Так что вы повышаете громкость звукового фона помещения, и теперь все звучит гораздо хуже: звуковой фон все перекрывает, ваш микс очень шумный, и ничто не звучит особенно правдоподобно.

Что же делать? Попробуйте эквализировать звуковой фон комнаты используя широкое значение добротности фильтра «Q», а не увеличивая общий уровень. Для того, чтобы максимально отполировать сцену, всегда требуется ряд небольших корректировок и изменений.

 

Заключение


Как видно из самого объема статьи, в пост-производственном процессе есть, на что обратить внимание. Но, тем не менее, это замечательный и приносящий удовлетворение способ зарабатывать на жизнь в контексте звукорежиссуры. Просто запомните эти три вещи: организуйте свой рабочий процесс, помните о балансе во время микширования, и, самое главное, всегда учитывайте то, что происходит на экране.

Ваша задача - быть полезным для фильма, чтобы он соответствовал поставленным целям. Уделите время тому, чтобы служить этой цели в меру своих возможностей, особенно в условиях короткометражного фильма. Скорее всего, у режиссера, который нанимает вас для короткометражного фильма, может и не быть полного метра, но у него он определенно есть в планах. Выполните свою работу хорошо, и режиссер вернется к вам снова.

перевод статьи с английского студия DASOUND.NET по материалам сайта:https://www.izotope.com/

Оставьте ваш вопрос или заявку на озвучивание видео



Отправляя запрос, вы принимаете условия обработки персональных данных

Все записи раздела «Звукорежиссура»
+7(499)346-70-09